madam57

Categories:

Как Константин Алексеев стал Станиславским

Он должен был стать миллионщиком, владельцем заводов, газет, пароходов… А стал «всего лишь» гением театра.

Константин Сергеевич Станиславский: биография

17 января, если считать по новому стилю, 1863 года в семье московского промышленника Сергея Алексеева родился хилый, болезненный мальчик.
Лет до десяти ребенок, которого назвали Костей, казалось, не рос, а хворал. Он плохо говорил, болел рахитом…

Но родители, люди, удивительно интеллигентные, сына не только упорно лечили, но развивали. Семья дружила с меценатами Саввой Морозовым и Третьяковыми, увлекалась искусством, обожала театр. Последнее, впрочем, понятно, ведь матушка супруги Алексеева была известной французской актрисой.

С. В. Алексеев, отец Станиславского
С. В. Алексеев, отец Станиславского

Костю, как и других детей, а было их десять, учили музыке, танцам, фехтованию… Более того, в доме Алексеевых действовал любительский театр. Маленький Костя принимал в его делах живейшее участие. В 14 лет он впервые «блеснул» на подмостках – небольших, но все же настоящих.

Учеба и дебют

Помимо многогранного домашнего образования, Константин получил государственное, окончив гимназию восточных языков при Лазаревском институте. В 18 лет он приобщился к управлению семейной фабрикой, производящей канитель. Но, как и прежде, бредил театром.

Позже Константин Сергеевич писал, что в детские и юношеские годы на его столе книжек о театре было больше, чем учебников. Каждую свободную минуту юноша проводил в семейном театре. Каждый вечер посещал спектакли, не пропускал ни единой премьеры. Дружил с актерами, брал уроки речи и вокала у лучших мастеров.

Наряду с этим молодой Алексеев продолжает семейную меценатскую деятельность. Он становится членом дирекции Русского музыкального общества в Москве и, вместе с Чайковским и Танеевым, возглавляет его консерваторию.

Получив в распоряжение настоящую сцену, Константин приступает к режиссерским опытам. С 1891 г. он поставил шесть спектаклей. И хоть это был период поиска, эксперименты режиссера-новатора с восторгом отмечали публика и критика.

Зрелость и карьера

В 1897 г. произошло знаковое, по определению Константина Сергеевича, его «свидание-сидение» с критиком и педагогом Немировичем-Данченко.

Итогом беседы стало рождение нового, Московского художественного театра. Первыми спектаклями, ошеломившими публику, были «Царь Федор», «Венецианский купец» и «Антигона». В 1898 г. со сцены МХАТа взлетела «Чайка», открывшая эпоху Чехова.

К. С. Станиславский, 1912 год
К. С. Станиславский, 1912 год

В этих и других спектаклях Константин Алексеев появлялся также в актерской ипостаси. Чтобы «разграничить» себя как режиссера и артиста, он обзавелся псевдонимом.

Точнее, «одолжил» его у Алексея Маркова, актера-аматора, игрой которого когда-то восхищался. Тот же выступал как Станиславский в честь известной балерины, солистки Большого театра. Впрочем, скоро Константин Сергеевич «сроднился» с псевдонимом.

Советский Станиславский

Он не только остался в России, но в 1918 г. попробовал себя в синематографе, выпустив один из первых кинороликов.

Константин Алексеев в роли доктора Штокмана в пьесе Генрика Ибсена «Враг народа», 1900 год
Константин Алексеев в роли доктора Штокмана в пьесе Генрика Ибсена «Враг народа», 1900 год

МХАТ под руководством Станиславского работал без оглядки на войну, голод, диктатуру пролетариата. На его подмостках оживали пьесы Байрона, Гоголя, Чехова… А чуть позже – Островского, Булгакова, Катаева.

После инфаркта, который настиг Станиславского в 1928 г. прямо на сцене, режиссер сосредоточился на теоретической работе. Он окончательно отшлифовал актерскую систему, ставшую основой театрального искусства.

В 30-ых Станиславский издал мемуары, написал фундаментальную «Работу актера над собой». Но первый ее том вышел уже после похорон автора. Константин Сергеевич скончался от последствий инфаркта в 1938 году 17 августа.

Личная жизнь Станиславского

Когда Константину было всего 20, молодая крестьянка Авдотья родила ему сына. Так как родители считали, что у Кости «ветер в голове», то усыновили этого ребенка. Впоследствии Владимир Алексеев стал видным историком.

Женился Станиславский в 26 лет на актрисе Марии Перевощиковой-Лилиной. От этого брака появилась дочь Кира, в дальнейшем художница и хранитель дома-музея отца.

Система Станиславского: основные принципы

И все же главная «вершина» Станиславского – не МХАТ и не плеяда выдающихся актеров. А система, получившая всемирное признание, как «библия» актерского мастерства.

Ее ключевые принципы – подлинность представления и переживания. Они означают, что актер обязан испытывать не мнимые, а настоящие эмоции, верить в «правду» персонажа, жить его логикой. Не лицедействовать, а перевоплотиться – вот чему учит система.

Чтобы достичь этой цели, Станиславский предложил подробную методику, опробованную лично. Он сам, репетируя «На дне», посещал ночлежки… Сам владел «сценической свободой», обладал глубокой эмоциональной памятью… И сам познал искусство в себе.

хАчу ещё!

Петр Ильич Чайковский: жизнь и причина смерти

Джордж Гордон Байрон: краткая биография английского поэта

Игорь Фёдорович Стравинский: биография и творчество композитора

Сергей Дягилев: биография, личная жизнь, видео

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.